Психолог? Нет, он не волшебник, не чудотворец, не атлет, Не жизненных задач решебник, и он не супер-человек. Он так же дышит, так же любит, и так же чувствует, как все. Он не вершит великих судеб, он все не знает о тебе. Твои измерить может память, мышление, темперамент, речь. Он может лишь чуть-чуть исправить, но он не в силах уберечь. Души твоей путеводитель, он лишь подсказка – не ответ, Дорожный знак, ограничитель твоих ошибок, друг побед. Гармонии в душе желая, за вас не сотворит ее, Советом в жизни помогая, за вас ее не проживет. Психолог? Нет, он не волшебник, не шарлатан, не чародей, Он не святой, не тяжкий грешник, он – человек среди людей.
Л.С. Назмиева
Уважаемые педагоги, обучающиеся и родители!
Жизненный путь каждого человека тернист и нередко связан с трудностями, которые не всегда можно преодолеть самостоятельно. Часто в повседневной жизни нам не хватает доброго слова или правильного совета, внимания, поддержки. Мы всегда рады видеть Вас в школе!
Психологические принципы: Не навредить.Необходимо организовать свою работу так, чтобы не нанести ущерба здоровью детей, педагогов и родителей. Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями. Протяни руку помощи!Не бывает плохих людей, бывают люди, нуждающиеся в помощи.
Цель деятельности психологической службы школы.
Цели деятельности психологической службы школы сформулированы на основе общей образовательной концепции, в соответствии с которой выпускник школы - это активный, самостоятельный член общества, способный к постоянному саморазвитию, уважающий и принимающий общечеловеческие ценности. А именно:
1. Организация учебно-воспитательного пространства для формирования личности учащегося: успешного в обучении и общении, мотивированного на дальнейшее личностное развитие, здорового физически, психически и социально адаптированного в условиях реализации ФГОС.
2. Создание модели комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, воспитания и социализации участников образовательного пространства школы в условиях реализации ФГОС.
Для реализации поставленных целей психологическая служба решает следующие задачи:
формирование и развитие субъектной позиции всех участников образовательного пространства школы, развитие навыков самоанализа и рефлексии собственной деятельности;
участие в разработке единого образовательного пространства школы, включающего учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, взаимную интеграцию деятельности администрации, педагогов, психолога, родителей. Создание на основе этого единого информационного пространства, доступного каждому участнику образовательного процесса;
комплексная психолого-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития, выявление отклонений в поведении и деятельности детей и подростков для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
комплексный психолого-педагогический подход в процессе коррекции имеющихся нарушений, а также в ходе работы по развитию социальных навыков детей и подростков, повышению эффективности обучения и социализации.
Принципы работы психологической службы:
принцип индивидуального подхода;
принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями;
принцип соблюдения прав и обязанностей психолога;
принцип многообразия форм и методов работы;
принципа нравственности;
принцип самоактуализаци;
принципа профессионального содружества.
Основные направления и виды деятельности педагога-психолога в системе образования.
Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное. В рамках актуального направления обсуждаются и решаются проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т.п. В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания. На конечном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное. Психологическое просвещениенаправлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Психодиагностическая работа— психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного обучения, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и трудностей в обучении. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими. Консультативная работа психолога направлена на оказание психологической помощи, связанной с процессами обучения и воспитания, всем участникам образовательного процесса (учащимся, их родителям, а также учителям, воспитателям ГПУ и администрации).